Василий Иванович Колдин – один из тех авторов, чья ценность становится очевидной вне рамок ретроспективного подхода. Вариативность его художественного языка, склонность к импровизации легко создает иллюзию внутреннего непостоянства, однако круг вопросов, лежащих в основе его творчества, неизменен. Работа сериями и полноценными выставочными проектами созвучна методу мышления художника – проблема цвета, среды, нарратива в живописи становится предметом пристального анализа, облекаемого в разнообразные формы творческого высказывания.
Импровизация как метод работы над образом стирает границу между подготовительным материалом и завершенным станковым произведением. Так, в серии «Дороги» неизменный путь домой окрашен различными состояниями – свободная фактура размашистого мазка то попланово укладывает пространство, то выворачивает его перед зрителем, а то и вовсе стирает границу между землей и небом – «плотью» и воздухом.
Вообще «отношения с ландшафтом» – одна из значительных тем в творчестве Колдина. В отдельных этюдах пространство представляется как совокупность больших форм в понимании, родственном постимпрессионизму; иные пейзажи по точности цветовых отношений предельно реалистичны, несмотря на всю условность внешней формы.
Проблема формирования пространства в творчестве В.И. Колдина охватывает и весь пласт его абстрактных опытов. Впрочем, их действительная «абстрактность» во многом условна: часто пространство цвета и тона формирует среду, своеобразный опаринский «первичный бульон», из которого возникает уже оформленное бытие.
Вместе с тем, в серии «Начало» 2022 года очищение живописи от всякого стремления к повествовательности доведено до предела. Всполохи цвета, рождающегося внутри ахроматической среды, с развитием серии постепенно поглощают ее, словно подтверждая идею, высказанную Владимиром Стерлиговым: «Вечность всего касается цветом». И в то же время, как парадоксальная антитеза, возникает холст «Черный вихрь», где деликатность линии и пятна граничит с каллиграфией.
На выставке представлено около сорока произведений автора, каждое из которых – результат преодоления фигуративного начала, лежащий в основе творческой свободы художника.
Выставка работает по 27 октября 2024 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83
Источник: Музей им. И.П. Пожалостина
12.09.2024 03:12