«Ёлочка, гори!» или Ёлочка в грязи

Шлёпаю по грязи мимо свежеоткрытого в нашем районе супермаркета. Магазин «прилагается» к только что выстроенному жилищному комплексу, последствия строительных работ ещё не ликвидированы. Тем более дождик… Еле вытягиваю ноги из слякоти. Над входом в супермаркет горит неоновая снежинка, её окружает славянская вязь: «С новым годом!». Ребят, вы на календарь смотрели?!.. А под ноги?!..

Внутри супермаркетов тоже успели установить наряженные ёлочки. Тут они смотрятся немного лучше. Интерьеры торговых залов «зимой и летом одним цветом» – с электрическим освещением, с усиленно создаваемой атмосферой «праздника потребления». Находясь внутри супермаркета, невозможно сказать, декабрь на дворе либо июнь. И нарядная, но безликая ёлка не выбивается из дизайна. Но и не отменяет того, что по астрономическим показателям сегодня лишь первый день зимы.

Откуда есть пошла традиция наряжать ёлки задолго до Нового года? Это отнюдь не рязанское изобретение. Все российские города «торопятся» ныне встречать Новый год и даже уличные ели «возводят» в конце ноября. А что им будет – они синтетические, ни дождь, ни снег не страшен! Тогда что и говорить об офисах и торговых залах – здесь ёлки вообще в безопасности. А всё-таки интересно, откуда…

 

До и после Петра

 

История новогодней ели – из области банальной эрудиции, о ней каждый хоть что-нибудь, да слышал. Например, что обычай этот появился на земле намного ранее христианства. В большинстве языческих культов фигурирует некое дерево («древо мира», прообраз картины Вселенной в понимании древних людей), которому поклоняются, чтобы соблюсти миропорядок. Украшения этого дерева в далёком прошлом были жертвоприношениями божественным силам, обитающим на деревьях. Так, древние германцы верили в существование лесных духов, живущих на хвойных деревьях. Если их рассердить, они будут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. А если задобрить, установят хорошую погоду и пошлют охотникам много зверья. Вот предки современных немцев и англичан и старались понравиться духам, украшая самые крупные и мощные деревья в лесах (как правило, хвойные) и увешивая их лакомствами. С течением времени ель неразрывно в представлениях людей связалась с символом жизни, благотворных сил природы, и обычаи украшать ёлку были призваны обеспечить людям здоровье и процветание.

Не все народы «ублажали» хвойные деревья – ведь существуют регионы, где ели и в глаза не видали. Но, тем не менее, традиция поклонения деревьям существовала и в жарких странах. В Древнем Египте наряжали пальмы в период года, когда длилось зимнее солнцестояние. Египтяне связывали свой небесный пантеон с тем или иным явлением природы, и в пору зимнего солнцестояния восхваляли богов и приносили им дары, чтобы боги «ожили» и вернули жизнь на землю. По современным часам, с поправками на изменение небесной карты, это всё равно промежуток с 25 декабря по 7 января.

Про рождественскую елку на Руси исчерпывающе рассказывает статья из Википедии. Новолетие отмечалось в средневековой Руси и до Петра I. Но царь-реформатор установил теперешний «формат» праздника. До него единственной церемонией в честь начала нового отрезка летосчисления был торжественный новогодний молебен во всех церквях. Самая пышная служба проходила в Москве, в присутствии царской семьи. Притом не 1 января, а 1 сентября.

Традиция встречи нового года 1 января начинается при Петре Великом. Наружное украшение зданий ветвями хвойных деревьев в России впервые было назначено царским указом к 1 января 1700 года. Но оно не имело ничего общего с традицией вносить на Рождество дерево в дом и украшать его. На Руси ель считали «деревом смерти» - видимо, рудимент языческих представлений о том же «древе мира», связывающим мир живых с миром мёртвых. О том, чтобы добровольно вносить её в дом, и речи не шло. Несмотря на решительность, с которой Пётр претворял в жизнь указ об украшении домов еловыми ветвями на Новый год, народ противился как мог, и единственные, кто принял этот указ, были кабатчики. На протяжении XVIII века они обозначали вход в свои заведения еловыми ветвями, отчего горького пьяницу прозывали «ёлкиным».

По царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, то есть ввести в России юлианский календарь. Пётр «опоздал»: в Европе уже пользовались грегорианским календарём, опережавшим римский юлианский на 10 дней и с каждым столетием ещё на день. Но у России всегда был свой путь… Для наших пращуров и требование Петра день «новолетия» «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января, казалось невероятным радикализмом. В 1699 году новый год отмечался дважды: 1 сентября и затем 1 января. По сути, этого года почти не существовало, он свёлся к четырём месяцам.

Царский указ давал рекомендации по организации новогоднего праздника: в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей. Москва праздновала новый год неделю. В Кремле перед Успенским собором, где проходил торжественный новогодний молебен, под барабанный бой выстроились войска с распущенными знамёнами. На Красной площади устроили «огненную потеху», раздавали народу «царское угощение» и по ночам жгли костры. Но так широко праздновался лишь первый «европейский» новый год. Позже 1700 года день 1 января сопровождал лишь традиционный молебен «на новолетие».

В России всегда больше Нового года любили и праздновали святки: праздничные дни от Рождества до Крещения (с 24 декабря до 6 января). Здесь сходились все удовольствия: колядование со звездой, гаданья, «переряженье», саночные катанья, маскарады, пиры. в России ставили балаганы, карусели; в XIX веке устраивались катки, украшенные иногда ледяными дворцами; цирк-зверинец, лотереи, проводились пантомимы, игрались спектакли, танцевальные вечера, играли оркестры, жглись фейерверки. Дни 31 декабря и 1 января в этот праздничный ряд попадали, но сам по себе Новый год стал праздником лишь в декабре 1935 года.

 

«Неувядающая благость»

 

Какую роль в русских святочных торжествах играла ель, и когда в России было принято её устанавливать? Оказывается, настолько большой была эта роль, что слово «ёлка» в России приобрело два значения: и принесённое в дом вечнозелёное дерево, и праздник. Наряженная ёлка в переводе с немецкого Weihnachtsbaum значит «рождественское дерево», высокопарный перевод - «неувядающая благость». Второе значение этого слова — сочельник, по-немецки Weihnachtsabend — день ёлки, праздник этого дерева, танцы и игры вокруг него. Ёлка как «рождественское дерево» появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В сочельник ставилась в углу гостиной маленькая настольная ёлочка, в урочный час отец семейства снимал с неё покрывало, и начинался праздник.

С 1828 года к этой традиции присоединилось самое знатное семейство «петербургских немцев» – императорское. Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, на Рождество 1828 года организовала первый праздник «детской ёлки» во дворце для пяти своих детей и племянниц. Большая ёлка была установлена в Большой столовой дворца, в зале на заранее расставленных столиках красовались маленькие ёлочки (ещё без украшений), под ними лежали подарки. К слову, вплоть до конца XIX века не считалось, что подарки приносит Санта Клаус или Дед Мороз – подарок всегда имел определённого дарителя, о чём одаряемый знал. Обычай приписывать появление подарков сказочным существам появился лишь в начале ХХ века.

В царствование Александра III ёлку проводили в течение двух дней, 24 и 25 декабря в Гатчинском дворце. В царствование Николая II ёлку обычно ставили в Царском селе, в Александровском дворце.

Однако царские семьи и дворцовые ёлки были исключением из правил. До начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую ёлку даже дворянские семьи в России не знали. Ни Пушкин, ни Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в их кругу поддерживались русские святочные традиции, маскарады, балы да гаданья (что найдёт отражение в творениях великих поэтов – драме «Маскарад» и романе «Евгений Онегин»). Однако с начала 1840-х становится популярным новшеством продажа в кондитерских немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами. С середины этого десятилетия в русских домах становится принят немецкий обычай украшать ёлку. В основном на них вешали всякие красивые сласти. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает ёлку как уже общеизвестную практику. Но всё-таки ёлку наряжали непосредственно перед Рождеством, а не загодя. Со временем украшения становились всё более разнообразными, уже не только съестными. На их создание работала целая индустрия, и не счесть иностранных нововведений, принятых в России специально для ёлок: взять хоть китайские фонарики. Их потомков мы вешаем на ёлки и сегодня; они снова китайские.

Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. В Москве с начала 1850-х годов праздники ёлки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными. Медленнее ёлка проникала в провинцию. В помещичьих усадьбах ещё долго держались традиции Святок, но постепенно «столичная немецкая забава» пришла и туда, публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других общественных местах. И только в годы общего государственного траура выходили особые постановления проводить ёлки скромнее, в семейном кругу, ограничивая широкое веселье. Такого рода постановления имели место во время годичного траура по Николаю I в 1855 г. и по Александру II в 1881 гг., во время Русско-турецкой войны в 1877-78 гг.; во время Первой мировой войны, в 1914-16 гг. Стоит отметить, что Синод (Духовная коллегия, ведавшая делами церкви с петровских времён) всегда указывал, что отношение православной церкви к новой традиции настороженное, как к иноземному и, в своих истоках, языческому обычаю. В канун Рождества Синод традиционно напоминал об этом, в особенности стремясь ограничить возможный праздничный разгул. Но к ёлкам уже так привыкли, что на предостережения церкви смотрели сквозь пальцы, видимо, по принципу «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься».

Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года: оно было связано с потерями России в Первой мировой войне. Но и это постановление оказалось чисто формальным, и ёлка в этот год ставилась и праздновалась как обычно, даже в императорской семье. Тогда ещё никто не думал, что это была последняя ёлка, да и последний год страны.

 

«Ёлка –  приманка для простачков»

 

После октября 1917 г. ёлку и Рождество не сразу запретили. Просто в конце 1917 было очевидно не до них. И всё же в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками: в оформлении книги использованы были привычные рождественские мотивы – наряженная ёлка, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет восьмиконечная Вифлеемская звезда.

24 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров на территории страны был введён Григорианский календарь: после 31 января последовало сразу 14 февраля. Так как православная Церковь продолжила использовать прежний календарь, это переставило Рождество и Новый год местами. Новый год пришёлся на Рождественский пост. Этот нонсенс сохранился и в наши дни. 

В 1922 году в РСФСР стартовала кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество», или в «комсвятки». Комсомольские ячейки организовывали «комсвятки» в первый день Рождества, 25 декабря, которое оставалось пока нерабочим днём. На мероприятиях читались доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», делались политические сатиры и «живые картины». На второй день праздника организовывались уличные шествия, на третий — в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка». Через несколько лет меры борьбы с «дурманом» в виде высмеивания были признаны неэффективными, «комсвятки» раскритиковали в центральной прессе, а с 1929 года день Рождества попросту отменили вместе с ёлкой, «поповским обычаем». Газеты стали осуждать детские ёлки и Деда Мороза, потому что «религиозность ребят начинается именно с ёлки … Ребёнок отравляется религиозным ядом…». Ёлку также называли «приманкой для простачков» (к религиозной отраве). Перед Новым 1929 г. любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна: не горит ли где ёлочка? Если кто и осмеливался ставить ёлку для детишек, делал это нелегально, сильно рискуя.

Перелом в отношении к новогодней ёлке случился в 1935 году. Приписывается это изменение партийному деятелю Павлу Постышеву , который предложил Сталину «вернуть детям ёлку». Сталин предложил Постышеву выступить с инициативой в печати. Тот выпустил 28 декабря 1935 года в газете «Правда» заметку: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров срочно устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Инициатива «Правды» была равносильна приказу, и предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений». Предложение партийного руководства было полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, что осталось недостижимым рекордом в истории СССР.

«Добрейшей души человек» Павел Постышев, вернувший советским детям радость новогодних праздников, был одновременно одним из организаторов маховика репрессий, в который и сам попал через четыре года. Но его дело (коммунистические ёлки) жило и побеждало! Ёлка к празднику Рождества больше не имела отношения, она была средством воспитания юных строителей коммунизма, на ней обязательно проводилась какая-то пропагандистская работа. На новый 1937 год детская ёлка впервые состоялась в Аничковом дворце, ставшем к этому времени Дворцом пионеров. Дед Мороз был подчёркнуто отделён от Рождества, в тридцатые годы он появлялся на ёлках, держа в руках «Краткий курс истории ВКП(б)». В 1937 году на ёлке во Дворце союзов вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка. До этого она была известна только как персонаж пьесы А. Н. Островского и поставленной в 1882 году оперы Н. А. Римского-Корсакова. Во всемирной рождественской традиции подобного женского персонажа не существует, это уникальное явление, связанное только с советской и российской новогодней ёлкой. Теперь уже его истоки не проследишь…

Новогодние украшения обрели советскую символику. На первых детских ёлках висели… шары с портретами членов Политбюро. В 1937 году в СССР открылся первый специализированный завод ёлочных игрушек. Из дешёвых материалов – ваты, картона, металла, стекла – делали «политически правильные» игрушки: ракеты, стратостаты и дирижабли, серпы и молоты. В войну к ним добавились игрушечные танки, солдаты, собаки-санитары, пистолеты, гранаты и винтовки. Вифлеемская звезда на верхушке ёлки стала красной и пятиконечной. И только с 1950-х годов «вернули» в новогодний антураж сказочных персонажей: снеговиков, снежинок, красных шапочек, Деда Мороза и Снегурку.

Но как бы ни отличался советский ритуал отмечания Нового года от исторически сложившегося, он тоже уже сформировался так, что стал историей и незыблемым правилом. С 30-х годов по сегодня ёлка в СССР и России – неотделимый атрибут автономного от Рождества Нового года. она стоит во всех домах и публичных местах. Под её сенью под бой кремлёвских курантов, передающийся по радио, а позже по телевизору, поднимается новогодний тост «Советским» шампанским. С 1970-х, времени повального распространения телевизоров, обязательным дополнением к ёлке служат фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и речь первого лица государства, поздравляющего свой народ с Новым годом. Первые минуты нового года все проводят дома, потом идут гулять и беситься на улицу.

 

Чтобы заранее обрадовались!..

 

И всё-таки ни в одной эпохе не было такой манеры – ставить новогодние ёлки за месяц или больше до Нового года. Похоже, его ввели сейчас, когда ёлки стали не только символом праздника, но и различными маркетинговыми и даже политическими ходами. Сегодня во всех столицах мира возводится «главная ёлка страны» (в Риме на площади Святого Петра, в Лондоне на Трафальгарской площади, в Нью-Йорке – перед Рокфеллер-центром). Одна из самых оригинальных ёлок мира — искусственная плавучая ёлка в Рио-де-Жанейро на озере Лагоа. Её высота — 85 метров, а вес металлических конструкций — 530 тонн. Несколько лет назад эта ёлка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая в мире плавучая ёлка.

В России «главная» ёлка украшает Красную площадь Москвы. В других городах ёлки устанавливают на центральных площадях и в популярных туристических местах. В процессе разработки их дизайна нередко участвуют ведущие специалисты и представители мира моды. Установка, украшение и зажжение центральных новогодних ёлок является туристическим брендом множества городов. Между ёлками идёт негласное соревнование: так, в 2009 году самая высокая новогодняя ель в России была поставлена в Красноярске на Театральной площади (46 метров высоты), второй по величине оказалась казанская ёлку – на 6 метров ниже. В 2011 году «ёлочную войну» вели между собой Рига и Таллинн. Власти Таллинна решили установить заведомо бо́льшую ёлку, возвели конструкцию в 24 метра высотой на Ратушной площади, и она дважды (25 и 27 ноября) упала под порывами ветра. К счастью, оба раза никто не пострадал, а дерево закрепили, укоротив его на 4 метра.

Но самая большая рождественская ёлка в мире была сооружена не в России и не в Европе, а в 2009 году в Мехико. Её высота 110,35 метра (высота 40-этажного здания), диаметр — 35 метров, общий вес её металлических конструкций и украшений — 330 тонн. А самая дорогая ёлка была установлена в 2010 году в Абу-Даби. Её украшения из натурального золота, серебра и драгоценных камней «потянули» на общую сумму 11,5 млн долларов.

Эстонский курьёз доказывает: незачем ставить ёлку за месяц до Нового года! Чем дольше она стоит во всём убранстве, тем большим рискам подвергается. Неразумно и расточительно. А эффект, который наряженная ёлка среди ноябрьской грязи производит на прохожих, двусмыслен. Помните, в знаменитой комедии «Служебный роман» месткомовская активистка Шура заставляет Новосельцева спрятать подарок – бронзовую лошадь: «Чтобы юбиляр раньше времени не обрадовался!»? С такой житейской мудростью следовало бы подойти и к новогоднему убранству.

Настроение праздника тогда и создаётся, когда праздничный атрибут возникает как по волшебству в назначенный час (и пусть даже мы уже давно не дети и понимаем, что волшебство это рукотворно). Но не тогда, когда даже самый милый праздничный элемент месяц мозолит глаза. Детям, мне кажется, особенно обидно, когда ёлочка уже торчит, а подарков, хороводов и прочего веселья под ней нет. А взрослые нет-нет да и вспоминают строчку из стихотворения Петра Вяземского «Первый снег», ставшую крылатым высказыванием: «По жизни так скользит горячность молодая, И жить торопится, и чувствовать спешит!». Дни и без того летят, стоит ли «жить торопиться и чувствовать спешить», в ноябре предвкушая Новый год, вместо того, чтобы воздать должное строго обратной литературной мудрости: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?..

Я ещё аккуратно обхожу политические аспекты… Скажем так: конец 2015 года в политике выдался откровенно страшным. Повторять всем известные сведения о трагедиях недавних дней и о войне в Сирии не стану. Но уместны ли на этом кровавом фоне ёлочки и поздравления с Новым годом?.. Дай Бог спокойно дожить до Нового года и нарядить «актуальную» ёлку!

Елена Сафронова 

 
По теме
c3890d18-0f07-4aae-8a1f-73ac6e270ef0 - Рязанские ведомости Об этом сообщил глава региона Павел Малков на своей странице в соцсети. «Продолжаем работу по обновлению городского транспорта.
Рязанские ведомости
Разлив1 Александр Королев - Рязанские ведомости Об этом и не только говорили на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рязанской области, которое провела первый зампред правительства региона Анна Рослякова.
Рязанские ведомости
​С заботой о людях - Клиническая больница им. Н.А. Семашко Доступность, оказание и получение качественной медицинской помощи является приоритетом для системы здравоохранения, медицинских учреждений и каждого жителя города Рязани и Рязанской области.
Клиническая больница им. Н.А. Семашко
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Презентация сборника материалов конференции  «Максим Горький. Взгляд из XXI века» - Библиотека им. Горького В юбилейный год великого русского и советского писателя Максима Горького, 22 марта 2023 года, в библиотеке прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Максим Горький.
Библиотека им. Горького
Поэтический дилижанс - Дом культуры 22 марта в рамках Всемирного дня поэзии в литературной гостиной Ермишинского районного Дома культуры авторы и любители прекрасного смогли попутешествовать в поэтическом дилижансе по стране с красивым названием Поэзия.
Дом культуры
всероссийская акция «семейные традиции» 2803 - Касимовский музей-заповедник С 29 марта по 14 апреля 2024 года в рамках проекта «Культура для школьников» пройдёт Всероссийская акция «Семейные традиции», приуроченная к Году семьи.
Касимовский музей-заповедник