Весь день – театр!

Всемирный день театра (World Theatre Day), отмечающийся ежегодно 27 марта, установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, сокращённо ITI). Традиционно этот праздник проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Деятельность Международного института театра направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира» (так записано в уставе, так реализуется на практике).

В России Всемирный день театра не является государственным праздником, то есть нерабочим днём, но всегда широко отмечается и театральной общественностью, и зрителями. Ко дню 27 марта относятся как к «вехе» ежегодного развития: в преддверии этой даты театрами ставятся новые спектакли или капустники, на которые зрители приходят в уповании прикоснуться к прекрасному – и, как правило, их ожидания оправдываются. Организуются целые фестивали: в Москве в марте ежегодно проходит один из престижных театральных форумов мира – фестиваль «Золотая маска». В  течение месяца в столице показывают свои спектакли лучшие театры из разных городов нашей страны, а профессиональное жюри присуждает лучшим спектаклям, режиссёрам и актёрам премии.

Театру все профессии покорны!

Для меня Всемирный день театра несколько лет подряд был связан с новыми постановками Скопинского молодёжного театра «Предел», осуществляемыми совместно с так называемым «Скопинским СТД» - Союзом Театральных Директоров. Напомню, Союз Театральных Директоров (общеобразовательных школ и других учебных заведений Скопина) родился из идеи главного режиссёра «Предела» Владимира Деля поставить спектакль, в котором были бы заняты руководители школ. Чтобы не отвлекать их от основного занятия, репетиции и спектакли переносились на весенние каникулы, а спектакли торжественно показывались публике в конце марта, практически совпадая со Днём театра.

Первый опыт участия директоров школ в спектакле имел место в 2009 году, а согласие их не без «коварства» было получено в связи с тем, что Владимир Дель выбрал для инсценировки пьесу «школьной» проблематики: «Верните плату за обучение» венгерского драматурга Фридьеша Каринти. «Дебют театральных директоров» оказался таким ярким, что спектакль повторяли в Рязани, на сцене Камерного зала областной филармонии. Возможно, кто-то из «самодеятельных» артистов и полагал, что сотрудничество с «Пределом» в качестве исполнителей ролей, а не благодарных зрителей, окажется разовой акцией, но Владимир Дель судил иначе. На следующий год, в год 150-летия А.П. Чехова, директоры снова вышли на сцену в спектакле «Театральная канитель» по рассказам великого писателя. Затем, в 2012 году, на свет явился спектакль «Маленький принц». Год от году число педагогов, участвующих в спектакле, росло: в постановке по роману Сент-Экзюпери играли уже 9 директоров учебных заведений. Наконец, в 2014 году День театра Скопин приветствовал премьерой по рассказу Зощенко «Свадьба». По отзывам Владимира Деля и самих директоров, с каждой новой постановкой они не только чувствуют себя увереннее на сцене, но и втягиваются в волшебство игры, подтверждая делом, что театру все профессии покорны.

«График» появления в репертуаре «Предела» спектаклей Союза Театральных Директоров пока нестабилен: то каждый год, то раз в два года. 2015 и 2016 год «пропустили», но в текущем году ярким событием творческой биографии театра и лично Владимира Деля стали работы по прозе Захара Прилепина. Спектакль «Приговорённый к счастью» наш талантливый земляк поставил по приглашению Управления культуры Белгорода на сцене Белгородского Государственного Академического Драматического театра им. М. Щепкина (премьера состоялась в конце февраля). Спектакль «Ты чё такой похнюпый» состоялся в Рязани 23 марта, в преддверии Всемирного дня театра, и был роскошным «отмечанием» очередного профессионального праздника талантов и их поклонников.

Долгая история

Итак, Всемирный день тетра начал шествие по планете в 1961 году. Однако первый раз празднования прошли в следующем,   1962 году. Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (за год до его ухода из жизни). Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета. Но история театра значительно длиннее, чем несколько десятков лет, которые театр обладает собственным праздником. Само слово «театр» старо как мир: оно произошло от древнегреческого слова theatron, что значит «место, где смотрят».

Нет точных данных, почему именно 27 марта выбрано для Дня театра. Но можно предположить, что у этого акта тоже долгая история. Конец марта, в представлениях древних народов, – это начало года, старт нового жизненного цикла, зарождающегося вместе с пробуждением природы. А самые ранние действа, отдалённо напоминающие современные театральные постановки, возникли в глубокой древности и были тесно связаны со сменой времён года. Возможно, именно потому, что первые в истории человечества «спектакли» были жреческими церемониями, так трудно назвать эпоху, когда зародился театр. Гипотез на сей счёт множество.  

По одним данным , упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом для неё послужила ключевая для египетской мифологии история бога Осириса, убитого своим братом и воскресшего. Со смертью и воскресением Осириса сравнивали древние египтяне конец зимы, наступление весны, плодоношение полей (Осирис и «отвечал» за плодородие в египетском пантеоне). Инсценировка убиения и возвращения Осириса была действием сакральным, но, тем не менее, театральные элементы в ней прослеживаются. Ритуальные обряды – вот что было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией.

По другому мнению , первыми упоминаниями о театре следует считать греческие письменные источники. Именно в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. Эта конструкция почти без изменений сохранилась в современном цирке. Видимо, тогда родилось и определение театра как «места, где смотрят». Одни исследователи относят его к 497 году до н.э., другие – к весне 534 г. до н.э .

История театра немыслима без имён великих драматургов, сохранившихся сквозь толщу тысячелетий: первым афинским трагическим поэтом был Феспид, первая постановка трагедии которого состоялась на празднике Великих Дионисий, предположительно в 534 году до н.э., который впоследствии стали считать годом рождения современного театра.

По предположениям историков, Феспид сам был единственным актёром в своих трагедиях. Его партия чередовалась с песнями хора и составляла всю пьесу. Но уже выдающийся драматург Эсхил ввёл второго актёра, а Софокл - третьего. В греческой драме число актеров не превышало трёх человек, один и тот же актёр играл сразу несколько ролей, надевая маски из дерева или полотна, натянутого на каркас. Маски покрывались гипсом, раскрашивались, закрывали всю голову, и причёска крепилась на маску. Известен также древнегреческий комедиограф Еврипид, автор комедии «Аристофан». К сожалению, большинство античных комедий дошло до нас только в виде отрывков. В Средние века христианская церковь в Европе объявила настоящую войну «языческому» и «развратному» античному искусству, и нередки были случаи, когда свитки с бесценными текстами комедий попросту уничтожали. Один из примеров такого варварского и ханжеского отношения к античному культурному наследию описывает недавно ушедший от нас писатель и учёный Умберто Эко в своём историческом детективе «Имя розы».

Театр Древнего Рима изначально следовал традициям древнегреческого театра, которые сумел передать театрам более поздних эпох. В 55 году до н.э. в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актеры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, «перепевы» древнегреческих легенд и мифов. Но большинство римлян считали актёров низшими людьми и утончённым литературным постановкам предпочитали гладиаторские бои и вульгарные сценки в исполнении мимов. Хотя известно, что к театру был неравнодушен Нерон - сам император был неплохим актёром.

"Россия русалочья, Русь скоморошья"

Театральные действа издавна любили и на Руси . Сначала они, как и во всех культурах, были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах. К скоморохам причисляли не только шутов, но и музыкантов, танцоров, певцов, даже дрессировщиков – «труппа с медведем», выполнявшим немудрёные, но забавны трюки, была нормальным явлением ещё до монголо-татарского ига. Между прочим, по некоторым сведениям, среди скоморохов находились и доморощенные «иллюзионисты» - фокусники. В первые века существования скоморошьей культуры они ходили по стране и перебивались грошами за свои выступления, не имея постоянных мест дислокации. Скоморохов на средневековой Руси называли «ваганьки», скорее всего, это искажённое латино-французское слово «ваганты» - странствующие артисты. Знаменитое Ваганьковское кладбище изначально было загородным (относительно крошечной средневековой Москвы) упокоения скоморохов. Закономерно теперь на нём хоронят очень заслуженных деятелей культуры и искусства.

Первый «стационарный» русский театр уместнее называть балаганом. Он появился во времена Петра I: в нем ставили небольшие пьески, основанные на незамысловатых и даже непристойных сюжетах. Всё это было весьма свойственно «скоморошьей» культуре.

Официальной датой создания театра в России считается 10 сентября 1756 года (по новому стилю), когда императрица Елизавета Петровна своим указом учредила создать в Санкт-Петербурге «Русский для представления трагедий и комедий театр». Спустя 10 лет, уже по указу Екатерины II, он стал «Российским придворным театром».

С течением времени в его состав, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы. По мнению специалистов, именно этот придворный театр создал предпосылки и прочную основу для развития театрального ремесла в России. В XVIII веке количество русских театров стало расти. Они подразделялись на императорские – «придворные», как сказали бы мы сегодня, «бюджетные», и частные, основанные волей какого-либо вельможи.    

В 1776 году был основан театр князя Петра Урусова, известного мецената, в Москве. Меценат получил правительственную привилегию «на открытие актерской труппы» и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений» сроком на десять лет. От 1776 года ведётся отсчёт существования московского Большого театра, крупнейшего театра России, одного из знаменитых театров мира. Частные театры тоже множились. В   1795 году в имении графа Николая Шереметева открылся театр-дворец «Останкино».

Не меньшую роль в становлении отечественного театрального искусства сыграли и провинциальные театральные антрепризы, которых в XIX столетии в России стало огромное количество. Сначала это были гастролирующие труппы, но постепенно некоторые из них обзаводились стационарными помещениями в регионах. Особого расцвета русский театр достиг в XIX – XX веках, подарив миру великих актёров, режиссеров, драматургов: М.С. Щепкина, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, А.П. Чехова, А.Н. Островского, В.Э. Мейерхольда. Кое с кем из великих деятелей театра, как, например, со Всеволодом Мейерхольдом , «неудобно получилось» в советское время: он был арестован летом 1939 года по какому-то «туманному» обвинению, подвергнут пыткам на допросах, где от него требовали признать свою вину, которой он не понимал, и расстрелян зимой 1940 года. Вскоре после ареста Мейерхольда его жена, актриса Зинаида Райх, погибла при загадочных обстоятельствах. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда – следовательно, никакой вины за ним не было… Но, несмотря на все эти трагедии, обескровившие русский театр, театральное искусство в Советском Союзе не было изведено под корень. К счастью для всех нас.

После 1917 года все театры были национализированы, а затем «структурированы» по, выражаясь современным языком, целевой аудитории: на детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), концертные залы. Сегодня в России более полутора тысяч театров. Они классифицируются на музыкальные, оперные, детские (кукольные), оперы и балета, драматические, а в последние годы особенно популярные всякого рода «авангардные» театральные коллективы.

Сопричастные

27 марта, помимо Всемирного дня театра, выпадает ещё один профессиональный праздник и ещё одна знаменательная дата. Начнём с неё.  

27 марта 2016 года - 135 лет со дня рождения русского писателя-юмориста Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925), автора сборников рассказов «Бритва в киселе», «Осколки разбитого вдребезги», «Руководство для лентяев», романа «Шутка мецената», повести «Подходцев и двое других». Возможно, именно этот автор внёс в великую русскую литературу то, чего ей не хватало – чистый юмор (не иронию, не политическую сатиру, не памфлет, а обыкновенные жанровые смешные сценки!) , «комедию положений». Не за эту ли «безыдейность» юмора Аверченко вычеркнуло советское литературоведение, особенно школьная программа, из списка писателей, чьё наследие достойно изучения?..

Аркадий Аверченко был не только юмористом и фельетонистом, но и театральным критиком, активно писал рецензии на спектакли в газеты тех городов, где жил (а жил он во многих российских губернских центрах, например, в Ростове-на-Дону; Рязань, правда, не почтил своим присутствием). Но не только этим фактом биографии Аверченко связан с театром. К сегодняшнему дню его рецензии, да и спектакли, на которые они написаны, канули в Лету. Но… остался Аверченко – автор произведений, которые отлично ставятся на сцене.  

Хорошая проза всегда театральна. В 1996 году я видела блестящую постановку Московского драматического театра им. Пушкина по повести Аверченко «Подходцев и двое других» – «Комната смеха» (постановка режиссёра Юрия Ерёмина, народного артиста СССР, педагога Школы-студии МХАТ, 1994 года; на момент инсценировки книги Ерёмин был главным режиссёром Московского театра имени Пушкина). Вообще эта повесть, которая издана впервые в 1917 году, а вторично – в 1991, после перестройки, пользуется успехом у театралов. Она, к примеру, легла в основу радиоспектакля «Подходцев и двое других» в исполнении Олега Табакова, Игоря Кваши, Татьяны Дорониной и других звёзд. Также повесть ставилась в Российском академическом молодёжном театре в 2015 году. Её режиссёр Сергей Алдонин говорил о своём опыте инсценировки данной вещи Аверченко как о первом в России. Странно, что он не знал о спектакле театра им. Пушкина, но, в конце концов, всякое бывает. Выбор пьесы для спектакля Алдонин объяснил так: «Это не пьеса, это повесть и моя инсценировка. Она очень странная. Очень непонятный жанр. И Аверченко вообще не очень понятный автор. Захотелось поэкспериментировать. Тем более, что мне очень близка эта философия относительно жизни таких людей. Я неправильный человек. Живу не как надо».

«Странно» для режиссёра, быть может, то, что повесть, изданная в 1917 году, ключевом году русской истории, не содержит ни тени трагедии: это забавная история про трёх друзей, которые живут в одной квартире и не вешают носа, что бы у них ни происходило – несчастный роман, неудачный брак, а чаще всего - безденежье. В повести есть лишь один «политизированный» момент: «очаровательные шалопаи», как называет героев Аверченко режиссёр пьесы, неожиданно получили крупное наследство. Стали думать, как их потратить с пользой – не пропить и не проесть. Решили… издавать сатирический журнал. Сами писали для него стихи и фельетоны, сами рисовали карикатуры, сами разносили первый номер по книжным лавкам и не мытьём, так катаньем убеждали книготорговцев принять его «на реализацию». Первые книжки продались, окрылённые успехом друзья сели за подготовку второго номера, и вдруг… по распоряжению губернатора журнал закрыли. «За антиправительственную деятельность!» - объяснил товарищам жандарм, вручивший постановление о закрытии. На остатки наследства друзья устроили «Апельсину» (так назывался журнал) пышные поминки. Возвращались из ресторана домой в печали. Один приятель горько спросил другого: «Почему ты не предупредил меня, что мы живем в России?».  

Ну, а другой профессиональный праздник 27 марта – День внутренних войск МВД России, праздник всех военнослужащих и гражданского персонала Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Он отмечается с   1996 года, когда Президент России Б.Ельцин подписал указ, которым даровал структуре собственный день в календаре, «Учитывая роль внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств». Связать логически День театра и День внутренних войск вряд ли получится, но, ей-Богу, совпадение выглядит довольно театрально!..

А ещё 27 марта 1968 года во время учебно-тренировочного полета в авиационной катастрофе погиб первый космонавт Ю.А. Гагарин. Судьба первого космонавта Земли не раз становилась темой для книг, пьес и экранизаций. Театр в каком-то смысле не знает сострадания. И комедия, и трагедия человеческая в равной степени может стать основой для произведения искусства. О чём вечно напоминают нам две маски – символ театра.

Елена Сафронова  

 
По теме
7 АПРЕЛЯ в 15:00 солистка Рязанского музыкального театра Алёна Силивестрова приглашает послушать любимую классику в кругу друзей.
В Рязанской области откроют культурный центр Захара Прилепина «Традиция» Отмечается, что данное учреждение будет помогать писателям, кинематографистам и музыкантам обратить на себя внимание публики.
XZHiEBmMhcU - Рязанские ведомости Как сообщает УМВД России по области, вчера примерно в 13:45 в Рязани у дома №66 по улице Первомайский проспект во время движения в автобусе упала 65-летняя женщина.
Рязанские ведомости
c3890d18-0f07-4aae-8a1f-73ac6e270ef0 - Рязанские ведомости Об этом сообщил глава региона Павел Малков на своей странице в соцсети. «Продолжаем работу по обновлению городского транспорта.
Рязанские ведомости
В соответствии с планом основных организационных мероприятий на 2024 год в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области 28 марта 2024 года состоялся семинар на тему «Актуальные вопросы инфекционных и паразитарных заболеваний».
Роспотребнадзор
Железнодорожным районным судом г.
Железнодорожный районный суд
Стихотерапия расставания: как отпустить прошлое - ЦБС города Рязани 28 марта в библиотеке-филиале № 15 МБУК «ЦБС г. Рязани» состоялись поэтические посиделки «Стихотерапия расставания: как отпустить прошлое» (в рамках проекта «Арт-терапия в каждый дом»).
ЦБС города Рязани