В понедельник, 20 ноября, в Рязани открылся фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». В течение недели рязанцы и гости города увидят семь спектаклей в исполнении театральных коллективов из Рязани, Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Италии и Германии. Первым на суд зрителей и жюри был представлен спектакль «Сердца и ножи». Это совместная работа коллективов Рязанского областного театра драмы и театра имени Вольфганга Борхерта из Мюнстера. Как рассказал директор театра драмы Семён Гречко, это уникальная постановка, ничего подобного в России пока нет.
– Мы давно шли к этому проекту. И в этом году так совпало, что наш театр празднует 230-летний юбилей, а театр имени Вольфганга Борхерта отмечает 60-летие, – отметил Гречко. – Спектакль интересен и поднятой темой, и всегда актуальным сюжетом. И то, что одна семья русская, а другая – немецкая, а в финале всё сводится к тому, что мы должны дружить, нам показалась очень важным именно сегодня.
В спектакле занята поистине интернациональная команда: четыре актёра немецких и четыре рязанских, художник по свету, художник по костюмам и сценограф – из России, режиссёр и композитор – из Германии. Немецкая публика и критики Германии уже видели и хорошо приняли эту постановку. Рязанцы же смогут увидеть её в репертуаре театра драмы до апреля 2018 года. Как рассказал Семён Гречко, запланированы по 2 спектакля в месяц в Рязани и по 2 в Мюнстере.
Рязанские актёры говорили на русском языке, а их коллеги из Мюнстера – на немецком. Перевод транслировался на большом экране. Но, по словам режиссёра постановки Тани Вайднер, он не так важен, ведь кроме языка есть ещё сердце. Оно и подскажет главную мысль.
– Языка недостаточно, чтобы понять чувства. Когда мы говорим друг с другом, мы иногда не хотим понимать друг друга. И это может привести к катастрофе. Понимать друг друга нужно не словами, а сердцем. И эту пьесу важно понимать сердцем. Если есть желание понять – вы поймёте, – подчеркнула Таня Вайднер.
Спектакль «Сердца и ножи» поставлен по произведению Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн», написанному два века назад. Это немецкий вариант «Ромео и Джульетты», история о том, как юноша и девушка из двух враждующих кланов полюбили друг друга. Но у Клейста, в отличие от Шекспира, на первый план выходит не любовная линия, а история зарождения и развития вражды между двоюродными братьями. А началось всё банально – с недопонимания и нежелания поговорить друг с другом. В дальнейшем эта неспособность слушать и слышать другую сторону привела к тому, что отцы враждующих семейств потеряли всех, кого любили и кому верили.
Финал пьесы шокирует и ещё раз напоминает о том, как важно, несмотря на все противоречия, разговаривать, слышать, понимать друг друга и жить в мире. И это относится не только к семьям и друзьям, но и к целым народам и странам.