Сегодня в редакции «7 info» не просто гость. Мы считаем его частью нашей команды. Он – автор рефреша нашего логотипа, единомышленник и коллега. Алексей Стрельников – графический дизайнер. Его привлекают интересные задачи, которые не стыдно поставить на полку достижений и регулярно «протирать тряпочкой».
– Алексей, расскажите нашим читателям о себе: где учились, почему решили стать дизайнером?
– Всё началось с 7 класса школы, когда отец обнаружил у меня в столе блокнот с рисунками обнажённых девушек. Он взял меня за ухо, отвёл в художественную школу и сказал так: «Раз уж он у меня рисует голых баб, то пусть хотя бы научится делать это качественно». Видимо, это и было отправной точкой моего творческого пути. Меня настолько увлёк процесс обучения в художественной школе, что общеобразовательная стала неинтересна. Поэтому совершенно естественным было моё последующее поступление в Рязанское художественное училище. Это самое лучшее образование, которое я получил. Потом было высшее, но оно скорее для галочки, исходя из общепринятой тенденции, что на хорошую работу берут с высшим образованием.
– На Вашем сайте Вы, описывая подходы к работе с клиентами, особое внимание уделяете планированию, олицетворяя план не с чудо-лестницей, а с верной дорогой. Скажите, Вы применяете этот подход к построению личной карьеры?
– Начал применять примерно лет пять назад. Я понял, что без плана всё рушится. Мне стал нужен минимальный «набор менеджера». Я начал с самого простого. Взял ручку, лист бумаги и выписал задачи на ближайшее время. Это очень хорошо прочищает мозг. И заказчик видит последовательность твоих действий. Особенно это помогает людям «с мозгами», да и другим тоже может очень помочь на самом деле…
– Как Вы накрываете заказчика Вашей волной?
– Сразу накрывать волной – это что-то из области нейролингвистического программирования. Я, к сожалению, данной техникой не владею. За меня говорят мои работы, мой, так называемый чемоданчик с проектами. Как в фильме «Криминальное чтиво». Помните там фрагмент, когда Винсент Вега открывает заветный чемоданчик, а Джулс его спрашивает: «Так мы счастливы?». Вот мне хочется, чтобы заказчик, открыв мой чемодан, замер, разглядывая проекты и сказал ожидаемое: «Да!».
– Что такое бренд и для чего он нужен?
– Бренд нужен, если компании есть что рассказать о себе и о продукте. Для этого создаются отделы маркетинга и дизайна. И это правильный и современный путь развития. Могу привести пример диссонанса бренда и продукта на примере рязанского предприятия. Это логотип «Амка», который откровенно стар, слаб и вызывает одно недоумение. При этом я с удовольствием покупаю сметану «Амка». Важно содержание. Но мне, в данном случае, не хватает гармонии, которую можно было бы создать при помощи красивой продающей упаковки.
– А в случае с Coca-Cola как быть. Все мы знаем, что газировка – это зло! Она сладкая, вредная. Но как работает бренд!?
– Здесь философия вкусовых ощущений и последующего удовольствия. Да Coca-Cola вредная и сладкая, но стоит признать, реально вкусная. Все её покупают в пятницу вечером.
– Расскажите в двух словах для непосвящённых в терминологию дизайна читателей, что такое бренд-бук?
– Любой продукт выпускается с инструкцией по использованию. Бренд – бук – это документация для работы с брендом. Там, как правило, очень много страниц для специалистов – маркетологов, дизайнеров, в которых описаны правила применения графических символов, метафора и легенда бренда, его позиционирование и философия.
– А есть ли составляющие у удачного бренда и фирменного стиля. Почему один бренд приживается, а другой нет?
– Вернусь в начало нашей беседы. Здесь очень много зависит от продукта. Некачественному продукту в современной конкурентной среде бренд не поможет. А вот при равном качестве продукта начинается «битва брендов».
– Насколько глубоко Вам надо познакомиться с компанией или продуктом, чтобы разработать бренд-бук?
– Приведу пример легенды создания логотипа BMW. Художник провёл две недели на заводе авиамоторных двигателей в Германии. Жил, пил и ел с рабочими, погружаясь в атмосферу и пропитываясь духом происходящего там. В итоге придумал логотип, который все знают. Кстати, не многие знают, что знак символизирует пропеллер от самолёта. Несмотря на то, что сегодня BMW – это в первую очередь автомобили, история логотипа, со стечением времени не претерпела сильных изменений. И здесь я всегда задаю себе вопрос – это ли повлияло на долголетнюю историю бренда, и нарисовал бы он его так же, если бы сидя дома часами пытался рисовать эскизы круга рассекая его на разные сегменты? Скорее, повлияло!
– Одним из Ваших крайних проектов стал фирменный стиль Окского заповедника. Расскажите, как он родился? Много ли вариантов появлялось в процессе создания? Были ли разногласия по конечному варианту с заказчиком?
– Я глубоко нырнул в тему. Читал книги, смотрел ролики про заповедник, съездил туда. При этом постоянно сочинял эскизы и мне ничего не нравилось. Я кидал бумажки в корзину и, понимая, что устал, лёг спать. И под утро у меня случилось видение этого бренда. Мой мозг отчётливо выдал то, о чём я постоянно думал. Это были определённые очертания зубра, а обязательное изображение журавля – условие заказчика. Мне захотелось совместить эти образы, я сделал серию набросков этой идеи. И вот где-то пятидесятый мне понравился. Я посчитал его достойным для показа. А дальше была презентация. Мнения коллектива заповедника, а они принимали решение коллегиально, разделились в пропорции 70% к 30% в мою пользу. Это очень хорошее соотношение для дизайнера.
– Были ли в вашей практике случаи, когда Вы, несмотря на хорошую цену, отказывались браться за проект?
– Нет, но я бы никогда не стал работать с рекламными объявлениями, которые присутствуют в «чёрном» интернете. В этот лес я бы никогда не полез.
– А можете назвать «любимый» проект?
– Нет у меня любимых проектов. Есть интересный проект, где я чётко ощутил силу воздействия того, что создал. И он не связан с графическим дизайном. По заказу Игоря Павлова я пару раз писал саунд-трек к лазерному шоу, которое проходит во время празднования Дня города. Я был среди толпы и видел своими глазами, как люди реально кайфуют от картинки и музыки. И это было классно! А воздействие моих логотипов на зрителя, к сожалению, в полной мере я отследить не могу.
– Какие дизайнерские тренды сегодня в моде?
– В последние годы это отсылки к культуре, когда человек в дизайне, как в ребусе, разгадывает какую-то историю, либо сразу чувствует нечто знакомое. Людям нравится думать и что-то узнавать. Дизайнеры сейчас играют в игру с потребителем, и она продуктивна. Неоднозначность интересна. Уходит потихоньку минимализм, который главенствовал последние лет пять в дизайне и мне очень интересно, что придёт ему на смену.
– В своих презентациях Вы часто употребляете фразу «Логотипы похожи на людей», скажите, Ваша концепция логотипа Рязани складывалась исходя из этого выражения?
– Логотипы легко сравнить с людьми, потому что у каждого есть свой характер. Но когда я создавал логотип Рязани, я думал о другом. Мещера, Ока, Рязань – слова женского рода, и когда я придумывал логотип, я видел женский образ. В историческом прошлом нашего города много славных воинов, но очень большая роль в их победах принадлежит женщинам. Так почему бы не взять женский образ за основу. Тем более в эту канву очень хорошо вписались купола, которые выступают в роли кокошника в моём случае. И какой бы в окончательном варианте логотип у нашего города не был, знак Вадима Конопкина так или иначе должен аукнуться в нём.
– Какова была реакция городских властей и почему?
– Мне показалось, что тот бренд, о котором столько написано, создавался директивно и монопольно, но всё равно решил представить свой знак. Я отправил письмо в администрацию города, мне ответили, достаточно уклончиво. Поблагодарили за вариант и предложили следить за разработкой бренда в паблике, где отображалась история проекта. Я не очень расстроился, потому что не собирался доказывать гениальность своего логотипа, который, кстати, подвергся определённой критике двух арт-директоров известной студии А. Лебедева. И тут случилась эта известная презентация. Я от всей души без капли иронии хочу сказать спасибо этим ребятам, потому что у меня посещаемость сайта подскочила раз в десять! И благодаря этому у меня появились новые заказчики, больше людей захотело со мной работать. И здесь дело даже не в их или моём логотипе. Произошло ЧУДО. Рязанцы сплотились вокруг обсуждения бренда города. И это замечательно. Это говорит о том, что широкая общественность готова к визуальному упорядочиванию нашей жизни и горожане хотят жить под хорошим, чётким, понятным символом, который несёт в себе уникальную и оригинальную идею.
– Новый бренд Рязани вызвал волну неприятия. Почему Вы не в «восторге» от этого продукта?
– Я, в отличие от многих, читал бренд-бук. И видно, что определенная работа проделана. Но на вершине этой новогодней ёлки рождественская звезда не зажглась. Потому что люди не увидели уникальности в логотипе. Не будут горожане, я уверен, носить футболки с этим знаком, бить себя в грудь и говорить, что из Рязани. Я думаю, что если администрация даст возможность поработать над символом города и концепцией бренда нескольким соискателям, то ничего страшного не произойдет. Рязанцам будет из чего выбрать. В итоге это всё делается для людей – так дайте горожанам возможность выбора. И кстати на этапе разработки, городу это не должно стоить не единой копейки! Я потратил на разработку и представление концепции примерно два месяца без каких-либо вложений.
– А Вы лично как критике относитесь? Известно, что художника обидеть легко.
– Я внешне спокоен, но в душе переживаю… В общем и целом, хорошо всё.
– Как Вы думаете, насколько был важен фирменный стиль 11 больнице, когда там больным лекарств не хватает и здание требует ремонта? В чём особенность работы с такими учреждениями?
– Вопрос в точку. Логотип и фирменный стиль 11 больнице нужен в последнюю очередь. Я это хорошо понимал. Но это моя личная история. Я долго прожил в этом районе и до сих пор приписан к этой больнице. Будучи подростком, наблюдал этот диссонанс, когда из очереди к врачу убежать хочется, глядя на обшарпанные стены. А люди там работают хорошие. Меня 20 лет лечили годно. Для меня это был вызов – придумать, как бы мог выглядеть фирменный стиль для этой больницы. Да и задача нетривиальная, согласитесь. Поэтому если та концепция, которая лежит у меня на сайте, окажется полезной, то я готов сотрудничать с муниципальными и городскими учреждениями Рязани в плане насаждения визуальной эстетики. Мне это интересно, меня это заводит.
– У Вас интересное имя сайта, скажите – это красивая игра слов или что-то большее?
– Мне был важен уникальный никнейм. Зарегистрировать в зоне ру домен из пяти букв, который не является абракадаброй и запоминается людям, достаточно сложно. Наступил момент, когда мне понадобилось уникальное название для всего того, что я делаю. Так появился lehay.ru . Ко мне, кстати, поступало предложение от канадской фирмы перекупить этот домен, видимо в Канаде это что-то значит. Но мне важна уникальность, ведь набирая в Яндексе "lehay", в большинстве случаев вы попадете на мой контент.
– Вы одиночка или командный игрок?
– По ситуации. Я постоянно работаю в AZARD GROUP, руковожу отделом дизайна компании, должность – аккурат по моим талантам и интересам. На ум сейчас пришла аллегория. По морю плывёт корабль, я могу быть боцманом, следить за порядком, чтобы палуба блестела, паруса ловили ветер, корабль шёл определённым курсом, в общем, являюсь частью слаженного механизма, и при этом у меня есть возможность сесть на одиночный лёгкий парусник, порыбачить в море на крупную рыбу, когда хороший клев и вернуться. Вот такая конструкция меня вполне устраивает.
– Офис или фриланс?
– Сейчас офис, на пенсии – фриланс.
– Любимое сочетание цветов?
– Грядка клубники.
– Музыка?
– Афроамериканская. Особенно соул и фанк 70-х годов. Обожаю.
– Рабочее место?
– Моё рабочее место – это творческий беспорядок с понятной мне логикой.
– В чём сила?
– Насколько помню из школьной физики, в джоулях.